ЧIАН Чани чIалачIисса ЦIусса лу Бухсса лу НукIу заманнулсса лу
lakkumaz.narod.ru/«Лакку дуниял (ниттил мазрал лу)»/КIилчинмур дарс

Дарс 2. Аудио-файл.

Урок 2
Урок второй (КIилчинмур дарс)

На этом уроке мы будем учиться показывать и представлять.

Ва Зайнуттинни. [вǎ зейнутти:нни] (Это Зайнутин.)

Ва оьрчIри. [вǎ уьрчIри] (Это парень.)

Ва хъунасса оьрчIри. [вǎ хъунǎссǎ уьрчIри] (Это взрослый парень.)

Зайнуттин ванан цIари. [зейнутти:н вǎнǎн цIǎри] (Зайнуттин — его имя.)

Ванан цIа Зайнуттинни. [вǎнǎн цIǎ зейнутти:нни] (Его зовут (букв. ему имя) Зайнуттин.)

Ванайн Зайнуттин учайссар. [вǎнейн зейнутти:н учейссǎ:р]  (Его зовут (букв. на него говорят) Зайнуттин.)


Лакский звук ц мягче и слабее русского. Но эмфатический звук [цI] значительно напряженнее русского звука [ц]. При его произнесении [цI] задняя часть языка поднимается выше, чем при произнесении русского [ц]: ца — цIа, цу — цIу, ци — цIил. Постарайся правильно произнести лакский звук ц и цI: ца — цIа, ца — цIа, ца — цIа; цу — цIу, цу — цIу, цу — цIу; ци-ци — цIир-цIир, ци-ци — цIир-цIир, ци-ци — цIир-цIир.

Звук [хъ] не имеет аналогий в русском и других европейских языках. Он напоминает арабский ق. При его произнесении самая глубокая часть нёба соприкасается с корнем языка. Постарайся правильно произнести звук [хъ]: [хъ], [хъ], [хъ] — хъа, хъа, хъа; хъара, хъара, хъара; хъап, хъап, хъап; хъи, хъи, хъи; хъит, хъит, хъит; хъу, хъу, хъу; хъуру, хъуру, хъуру.

*****

Ва Шуаьнатри. [вǎ шуьаь:нǎтри] (Это Шуанат.)

Ва душри. [вǎ душри] (Это девушка.)

Ва хъунмасса душри. [вǎ хъунмǎссǎ душри] (Это взрослая (букв.большая) девушка.)

Шуаьнат ванин цIари. [шуьаьнǎт вặнин цIǎри] (Шуанат ее имя.)

Ванин цIа Шуаьнатри. [вǎнин цIặ шуьаь:нǎтри] (Ее зовут (букв. имя) Шуанат.)

Ванийн Шуаьнат учайссар. [вǎни:н шуьаьнǎт учейссǎ:р] (Ее зовут (букв. на нее говорят) Шуанат.)

Звук [к] в лакском языке мягче, чем в русском. Звук [кк] представляет из себя удвоенный звук [к], он тверже и русского [к]. Постарайся правильно произнести звуки [к] и [кк]: кири — ккири, кири — ккири, кири — ккири; калан — ккалан, калан — ккалан, калан — ккалан; казав [кăзоув] — кказа, казав [кăзоув] — кказа, казав [кăзоув] — кказа.

В лакском языке звуки и и у, как и а, бывают краткими и продолженными. И здесь, в случае показа их транскрипции, продолженность мы будем изображать двоеточием [и:]. На практике же продолженность и указывается через й: къий [къи:], сий [си:], а иногда не указывается вовсе: сими [сими:]. Аналогично в письме продолженность у может указываться через в: къув [къу:], а может и не указываться: лаккучу [лǎккучу:].


Род существительных в лакском языке отсутствует. Его место занимает понятие классов: класс I (или класс «ур»), класс II (или класс «бур»), класс III (или класс «дур»). В указательных местоимениях в именительном падеже класс не выражается. Местоимение ва стоит в именительном падеже. И по нему определить класс невозможно. Класс выявляется в косвенных падежах: ванал, ванан, ванайн — I класс, соответствующий мужскому роду, ванил, ванин, ванийн — классу II и III.

Грамматика:

В именных предложениях вспомогательный глагол согласуется в классе с подлежащим. Например, в предложении: Ванин цIа дур ХIалимат, —  подлежащее цIа относится к классу III, поэтому ему соответствует вспомогательный глагол дур. В предложении: Ва бур душ, — местоимение ва, заменяющее в данном случае существительное душ, относится к классу II, поэтому ему соответствует вспомогательный глагол бур. В предложении: Ванан цIа дур Зайнуттин, — подлежащее цIа относится к классу III и ему соответствует вспомогательный глагол дур. А в  предложении: Ва ур оьрчI, — местоимение ва, заменяющее в данном случае существительное оьрчI, относится к классу I, следовательно, ему соответствует вспомогательный глагол ур.


Прочитай этот текст:

Вана къатта [вǎнǎ къаттǎ]. Вана хьулу [вǎнǎ хьулу]. Вана нуз. Вана чIира. Вана чIавахьулу. Вана магъи. Вана чIанкъатта [чIăнкъаттă].

Ва къаттари. Ва хьулури. Ва нузри. Ва чIирари. Ва чIавахьулури. Ва магъири. Ва чIанкъаттари.

Къатлул хьулу. Къатлул нуз. Къатлул чIира. Къатлул магъи. Къатлул чIавахьулу.

Къатлул бур хьулу, дур нуз, бур чIира, дур магъи, бур чIавахьулу, бур чIанкъатта.

Ва ттул къаттари. Ва вил къаттари. Ва жул къаттари. Ва зул къаттари.


Звук [къ] не имеет аналогий ни в русском, ни в европейских языках. Он представляет из себя удвоенный звук [хъ]. Постарайся правильно произнести звуки [хъ] и [къ]: хъа — къа, хъа — къа, хъа — къа; хъи — къий, хъи — къий, хъи — къий; хъу — къув, хъу — къув, хъу — къув; хъата — къатта, хъата — къатта, хъата — къатта.

После согласного къ гласный звук а звучит открыто: къатта [къаттǎ], къатта [къаттǎ], къатта [къаттǎ]; къаз [къаз], къаз [къаз], къаз [къаз]; къавахъ [къавǎхъ], къавахъ [къавǎхъ], къавахъ [къавǎхъ].

Звук [хь] аналогичен русскому звуку [х]. Сравните русский звук [х] с лакским [хь]: хам — хьамá, хам — хьамá, хам — хьамá.

Мы уже видим, что некоторые неодушевленные предметы относятся к классу «бур» (класс II), а другие к классу «дур» (класс III). В лакском языке категория классов очень и очень сложная. К какому классу относится предмет — к классу II или классу III, надо запоминать. Кроме упомянутых классов есть еще класс I, имеющий отношение исключительно к мужчинам. Женщины могут относиться и классу II и классу III.


Прочитай этот диалог

— Ивзрав, Ами́н [ǎми:н]!

— Ивзрав инагу, Ша́мил [Ша:ми:л]!

— Бивзрав, Зумрут [зумру:т]!

— Бивзрав инагу, Ка́милат [ка:милǎт]!

— Бивзрув, душрув ва оьрчIрув!

— Бивзрув зугу!

Послушай еще один диалог:

— Ивзрав, Зайнутти́н!

— Бивзрав инагу, Зумрут! ([И тебе] доброе утро, Зумрут!)

— Вил ци иш бур? [Вил ци:ш бур] (Как  у тебя дела?)

— За бакъар. Вила ци иш бур? [Вила ци:ш бур] (Ничего. А у тебя как дела?)

— Къаоьккир. (Неплохо.)

— Цалсса барчаллагь. (Пока до свидания.)

— Винмагу барчаллагь. ([И тебе] до свидания.)


Стихи для тренировки:

МахIаммад-Загьид Аминов

ЧIивир, чIивир верчIичIу —

Ппур увкуссар, бат хьуссар,

ЧIев-чIевгу тIий, вири чIу

Бургъил чIамуй бавцIуссар!


ЧIунил хъирив уругу

ЧIивир, чIивир гюнгутIи,

Амма ссавгу, къурдугу

Бувай ганил гюргутIи!

На этом второй урок заканчивается.

ЦIуллу баннув! [цIуллу бăнну:] (Будьте здоровы!)


На этом уроке мы повторили звуки: х, оь [уь], чI, къ, кк, гь, сс, тт; и выучили звуки: цI, хъ, хь

ттул — мой

учайссар [учейссǎ:р]  — называют, говорят

цIа [цIǎ] — имя, название

хъунасса — большой

хъунмасса — большая

ва [вǎ] — этот, эта, это

къатта — комната

хьулу — вход

чIавахьулу — окно

магъи — потолок

чIанкъатта — пол

нуз — дверь

чIира — стена


Слова: ивзрав (бивзрав), инагу, винмагу, вила, зугу, цалсса, барчаллагь, мадарану, бучIир, ци иш бур, цIуллу баннув, оьрчI, душ; ттул, ттуйн, учайссар, хъунасса, хъунмасса, цIа, ва (ванал, ванил), къатта, хьулу, чIавахьулу, магъи, чIанкъатта, нуз, чIира — 26 (13).

____________




Текст воспроизведен по изданию:
«Лакку дуниял (ниттил мазрал лу)».

© Текст — ? взято отсюда
© Сетевая версия — A.U.L. 02.2011. a-u-l.narod.ru lakkumaz.narod.ru


Hosted by uCoz